 |
Анализ и самосовершенствование (Часть 5)
Мастер-класс Александра Авдеева
№5 Alex_A - lion4
igame.ru, 133100
1.d4 d5 2.Kf3 Kf6 3.g3 g6 4.Cg2 Cg7 5.0-0 0-0 6.c4 dc 7.Ka3 Kc6 8.K:c4 Ce6 9.b3 Cd5 10.Kce5 K:e5 11.de Kg4 12.Cb2 c6 13.Фe1 f5 14.h3 Kh6 15.Kg5 Фb6 16.C:d5 cd 17.Фd2 e6 18.Лfc1 Kf7 19.Cd4 Фa6 20.K:f7 Л:f7 21.a4 Cf8 22.b4 b5 23.Фd3 Лb8 24.e3 Kpg7 25.ab Ф:b5 26.Ф:b5 Л:b5 27.Лa6 C:b4 28.Л:e6 a5 29.Лa6 Лfb7 30.e6 Kph6 31.Лc8 Ce7 32.Лca8 Cc5 33.Ce5 Ce7 34.Kpg2 Л5b6 35.g4 Л:a6 36.Л:a6 a4 37.f4 a3 38.Лa8 a2 39.Л:a2 Лb6 40.g5 Kph5 41.Лa7 Л:e6 42.Cf6 Л:e3 43.C:e7 Kph4 44.Cd6 Лg3 45.Kpf2 Л:h3 46.Л:h7 Kpg4 47.Л:h3 Kp:h3 48.Kpe3 Черные сдались
Разыгран один из вариантов Защиты Грюнфельда, характеризующийся фианкетто королевского слона белых и ходами 6.c4 dc 7.Ka3 Kc6 8.K:c4 Ce6 9.b3 Cd5. Черные довольны сложившимся дебютом. Развив слона на d5, и нейтрализовав неприятельского слона g2, они с оптимизмом смотрели в будущее.

10.Kce5 K:e5 11.de Kg4 В результате размена у белых образовалась сдвоенная пешка, которая к тому же может подвергнуться атаке.
12.Cb2 c6 Белые как будто поставлены в положение защищающихся? Или просто заканчивают развитие? Кто прав? Черные, защищая централизованного слона, освобождают от этой роли ферзя.

13.Фe1! Очень сильный ход, подготавливающий продвижение e2-е4.
13...f5 14.h3 Kh6 Белые отбрасывают черного коня на пассивную позицию - в сторону от активных событий в центре.
15.Kg5! Подчеркивая минусы 13...f5 и угрожая проникнуть на поле е6.
15...Фb6 Черные не могут опровергнуть замысел белых путем 15...С: g2 16.Кр:g2 Фd5 из-за 17. е4! fe 18. Лd1! и далее Ф:е4 и Ке6 с атакой. С поля b6 черный ферзь косвенно прикрывает слабое поле е6 от вторжения белого коня.
16.C:d5 cd 17.Фd2 e6 Белые разменивают слонов вскрывают для своих ладей линию с и, развивая ферзя, защищают слона на b2. Черные фиксируют белую пешку на е5, расставляют свои пешки на поля противоположные цвету оставшегося слона в преддверии эндшпиля. Слоновое окончание в пользу черных, но до него еще надо дожить! Теория гласит, а практика подтверждает: в окончании ставь пешки на поля противоположного цвету слона, если атакуешь! И ставь пешки на поля соответствующие цвету слона, если защищаешься! О чем размышляли черные в данный момент? Об игре на выигрыш или о спасении партии? Рискну предположить, что в данный момент они были настроены еще пока весьма оптимистично.

18. Лfc1! Наряду с 13. Фe1!, начатая этим ходом перегруппировка белых приводит к позиции с однозначной оценкой - белые стоят на выигрыш.
18...Kf7 19.Cd4Важный промежуток! Теперь черный ферзь отбрасывается на пассивную позицию (иначе пешку е6 не удержать). Вот в чем был смысл хода 18.Лfc1. Ладья не только заняла открытую линию, но и отняла у черного ферзя поле с6, откуда после нападения на ферзя он отступил бы на d7. Лишение координации фигур противника - залог успеха!
19...Фa6 20. K:f7 Конь сделал свое дело - конь может уйти. А вместо плохого коня, черные получили плохого ферзя! Трансформация перевеса из одного в другой. Вместо одной слабости черные получили другую. Причем слабости не статические, как якобы белая пешка на е5, а динамические, что временно и менее конкретно и уловимо.
20... Л:f7 21.a4 Белые не дают черным времени на налаживание координации своих разбросанных фигур, т.к. их ферзь в опасности. Черные пытаются ввести в игру слона.
21...Cf8 22.b4 b5 Ход 22...b6 предоставляет в распоряжение белых поле c6 - прекрасный опорный пункт для ладьи.
23.Фd3 Лb8 Белые усиливают позицию своих фигур, а черные обороняются.

24.e3 Продолжая не спеша усиливать позицию.
24...Kpg7 25.ab Ф:b5 26.Ф:b5 Л:b5 27.Лa6 Вот для чего надо было защитить слона на d4, т.к. иначе черные могли взять на b4 ладьей с темпом. Белые начинают операцию вторжения. Ради этого не жалко поменять и ферзя. Черные пытаются наладить организованную оборону.
27...C:b4 28.Л:e6 a5 29.Лa6 Белые добрались таки до сладкой пешки е6 и пешка е5 сразу стала грозной проходной, резко повысив свой статус. Черная ладья вынуждена уже увертываться от ее стремительного движения вперед. Белая же ладья становится позади проходной черных, обесценивая ее по Таррашу.
29...Лfb7 30.e6 Проходная белых рванула вперед. Король черных продолжает паническое бегство.
30...Kph6 31.Лc8 Ce7 Белые продолжают вторжение, а черные пытаются прикрыть слабые поля.

32.Лca8 Cc5 33.Ce5 Ce7 Черные пытаются соскочить в ладейное окончание с призрачными шансами на спасение. Белые уклоняются, т.к. со слонами в данной позиции выиграть легче.
34.Kpg2 Последний этап усиления позиции белых. Король лично отправился организовывать матовую сеть своему визави. Черные разменами пытаются снизить давление.
34...Л5b6 35.g4 Белые берут под контроль белые поля, продолжая плести сеть.
35...Л:a6 36.Л:a6 a4 Черные пытаются отвлечь белых от их планов и предлагают обмен проходных.
37.f4 a3 Не отвлекаясь на пустяки, и последовательно затягивая узел.

38.Лa8 a2 Белые вынудили черных отдать свою проходную, т.к. грозили сыграть Лg8 и Cg7.
39.Л:a2 Забрав проходную, белые, благодаря матовым угрозам, забирают и фигуру.
39...Лb6 40.g5 Kph5 41.Лa7 Л:e6 42.Cf6 Л:e3 43.C:e7 Kph4 Черные без фигуры по инерции делают несколько ходов.
44.Cd6 Лg3 45.Kpf2 Л:h3 46.Л:h7 Kpg4 47.Л:h3 Kp:h3 48.Kpe3 Черные сдались.
Белые выиграли сражение в центре. Разгромили ферзевый фланг соперника и вторглись своими фигурами в лагерь черных. Завершающий удар на королевском фланге возглавил лично белый король.
Выводы:
- неверная оценка позиции прямой путь к поражению (f5);
- одна плохо расположенная фигура может явиться причиной больших проблем (Kh6);
- трансформация перевеса - необходимое условие успеха (вместо плохого коня, черные получили плохого ферзя);
- улучшай взаимодействие своих фигур, нарушай взаимодействие фигур соперника (18. Лfc1 19.Cd4 Фa6);
- учет различных факторов борьбы, статических и динамических во всем их многообразии и выявление решающих из них в конкретной ситуации (13. Фe1! 15. Kg5! 18. Лfc1 19.Cd4 21.a4 22. b4 23.Фd3 24. e3 31.Лc8);
- в окончании король активная фигура (34.Kpg2);
- для выигрыша партии часто необходимо создать дополнительную слабость у противника (30. e6 35.g4 37.f4 38. Лa8);
- король, в данном случае черный, в качестве слабости (40.g5 41.Лa7 42.Cf6);
- наличие двух и более слабостей у противника (белая проходная пешка "e" и угроза матовой атаки) является условием достаточным для победы;
Надо заметить, что игра с более сильным соперником имеет свои плюсы и минусы.
Главный плюс: при серьезном отношении к сыгранным партиям (вне зависимости от результатов) - разборе и анализе (лучше с соперником же или более сильными шахматистами), причем неоднократном и под запись, гарантируется рост силы игры и понимание элементов шахматной борьбы. Самосовершенствование в шахматах без этого не возможно.
Главный минус: большое количество проигранных партий травмирует даже самую устойчивую психику (особенно в юном возрасте, но не только) и налагают свой отпечаток в виде всевозможных "шахматных" фобий. Теряется интерес к игре вообще, к конкретным дебютам и схемам, типам позиций и стадий игры. При этом возникает боязнь окончаний или середины игры, боязнь комбинаций и тактических ударов или позиционного маневрирования и зажима, боязнь соперника и т.д. Потеря "вкуса" и "аппетита" к игре не способствует дальнейшему совершенствованию в шахматах.
С точки зрения самосовершенствования и дальнейшего роста наиболее полезна игра с партнером чуть сильнее. У него есть чему учиться, и он не "подавляет" своим явным превосходством в шахматном смысле этого слова. Полезно общение с шахматистами лучше понимающими шахматы, вообще или отдельные аспекты шахматной борьбы, хотя возможно и уступающими Вам в практических партиях особенно с жестким временным регламентом.
Самосовершенствование без анализа невозможно.
Александр Авдеев, мастер спорта
|
![]() |